http://www.horisonts.narod.ru/legends.html

Двуликая

         Если остался один под землёй — без света; заблудился или бросили тебя, и ты не знаешь дороги до выхода – когда сил у тебя уже не останется и шансов отыскать выход иных не будет, надо остановиться, сосредоточиться и три раза позвать: «Эва!» Только надо быть очень уверенным, что ты хочешь Её увидеть. Иначе...
        И ты увидишь Её. Если ты молод, если тебе 20 — это будет прекрасная девушка. Если тебе 30 лет — пред тобой предстанет Женщина Твоей Мечты. А если тебе 40 лет — узришь Божество, с которым ничто не может сравниться.
        Вначале увидишь слабое зелёное сияние: свет в конце прохода. И в контурах этого сияния ты разглядишь Её, вышедшую из камня. И пойдёшь к Ней…
        Ты пойдёшь за Ней, на этот слабый свет — и он будет вести тебя к выходу. Но когда до него останется совсем немного, когда ты начнёшь узнавать камни, гроты, проходы — Она обернётся назад, и ты увидишь, что это страшная злая старуха, что ей и есть все эти 300, 1000 или 500 лет, которые Она живёт в камне.
        Тут Она засмеётся — и страшнее этого смеха ничего не будет.
        И ты окажешься в том самом месте, из которого вышел. Или в самом дальнем, нехоженом углу пещеры, — где никто уже не сможет найти тебя – живого…

        «…Двуликая, она же Эва, Ева. Под землёй в основном занята поиском пропавших сыновей, отправившихся в некую пещеру за старинным кладом. А потому, если её позвать трижды – как позвали бы её три пропавших сына – приходит на помощь и ведёт в сторону выхода. Однако перед собственно выходом из пещеры она оборачивается (очевидно, с целью убедиться: все ли на месте, кто должен следовать за ней) и обнаруживает, что выводит не совсем тех, кого хотелось бы. И соответственно, мгновенно возвращается обратно в самый дальний конец пещеры – начинать поиски с начала, уволакивая за собой «почти спасённого». А потому, если (оказавшись без света, заблудившись и т.д.) трижды позвали её и увидели сияние или просто отсвет, силуэт женщины – смело, конечно, идите за ним в сторону выхода. Но как почувствуете, что выход близко (или находитесь на торной, ведущей к нему дороге) – вцепляйтесь в эти камни и крепи не дожидаясь, пока она обернётся и обнаружит подмену…»

        Вот так звучит легенда о Двуликой в изложении Comandor’а:

        Давно было; раньше всего, что было после, и дальше — много дальше — того, что звалось тогда здесь. Может, в Альпах — но быть может, и в Пиренеях, — кто знает; мало ли горных пещер на свете, — недалеко от одной деревушки была пещера. Заколдованной называли её — а почему, никто не помнил. Может, гномы или тролли сокровища в старину в ней прятали; а может, ещё почему.
        И жили в этой деревушке три брата; жили они со старушкой-мамой своей, и жили очень бедно. Такая уж жизнь была: в горах в то время — какое богатство? И до того невмоготу стало им бедно жить, что решили братья как-то отправиться в эту пещеру и клад старинный достать. Не стала мать отговаривать сыновей — дала только младшему клубочек ниток с собой и сказала: ступай, сынок, по этой нитке — может, приведёт она тебя к кладу подземному, а может, нет,— да только по ней обратно всё ж легче возвращаться будет.
        Взяли братья с собой верёвку покрепче — в пещеру спуститься; факелов нарубили смолистых — для свету — и пошли. Первым решили младшего брата спускать — он полегче других был; значит в случае опасности какой, рассудили браться, поднимать его наверх легче будет.
        Опустили младшего брата вниз и сидят наверху у входа — сигнала ждут, чтоб среднему спускаться. Да только сигнала всё нет и нет. Подняли верёвку наверх — а край её точно ножом срезан. Испугались братья: что делать, как домой без младшего возвращаться? Полез средний брат младшего из беды выручать. Остался один старший брат наверху.
        Сидел-сидел — уж поздно стало, темнеть начало. Видит: нет братьев. Да только как одному в деревню назад идти, что сказать?.. И полез он вниз: один. Братьев искать, — а может, повезёт, и сокровище подвернётся. Всё равно одному назад возвращаться — что с пустыми руками.
        Долго ждали их в деревне. Да так и не дождались вовсе. Уже собрались идти искать — горы окрестные прочёсывать — как тут мать сказала, куда они пошли. Не сразу, конечно, решили люди пойти к той пещере. Утра дождались — ночное-то время, понятно, время нежити, — за священником послали...
        Приехал священник. Поднялись к пещере, смотрят: верёвка, привязанная к дереву, висит — и край будто ножом срезан. Испугались люди. Никто не хочет вниз лезть. Тогда священник начал молиться, осенил вход в пещеру крестом, — а оттуда в ответ словно вздох человеческий, да стук каменный с плачем.
        Тут все и вовсе перепугались, бросились врассыпную — кто куда; священник, конечно, тоже – и больше к этому месту уже никто никогда не подходил.
        Остались у пещеры только мать сыновей пропавших, да мальчишка соседский, — известно, мальчишки ничего не боятся, всё им любопытно и интересно, — он и рассказал потом всем, что дальше было.
        Как упала мать на колени и взмолилась — отдай, гора, мне моих сыновей, зачем ты отняла их у меня! А обращаться к духам языческим старинным в те времена большим грехом считалось... Тут из-под земли голос неживой ей будто отвечает: не звала я их, сами они пришли ко мне за сокровищем, — а что клубочек твой путеводный не взяли, забыли – так и забыли дорогу домой.
        Пещера-то заколдованная была — правду старики говорили! Не иначе, как гномов это заговор был иль троллей каменных... А снять такой заговор никто из людей, конечно, не может: не по силам волшебство простому смертному одолеть.
        И взмолилась тогда мать — если не можешь отдать мне сыновей дорогих моих, пусти меня к ним! Схватила клубочек свой — а он всё время у входа в пещеру лежал, младшим братом забытый — кинула его прямо в камень. И раздалось вдруг зелёное сияние, и раскрылась гора, и покатился клубочек сам вперёд — в гору, и пошла она за ним следом.
        И закрылась за ней гора – только нитка и осталась, уходящая в камень. Да и та потом пропала: вечная ли вещь — нитка?..

        А вот что про Двуликую рассказывает Аспирин. Он приводит три «современных» варианта легенды о ней.