http://www.speleoastronomy.org/devi/enciclopedia.html

Энциклопедия несуществующих вымышленных животных.

Вымышленными существами интересовались многие исследователи. Хорхе Луис Борхес даже написал книгу о них. Также существует множество справочников, словарей и энциклопедий, посвященных вымышленным существам - эльфам, гномам и другим. Тем не менее до последнего времени оставался неисследованным важный класс таких существ, а именно несуществующие.

Каждый автор по-своему творец. Силой своего слова и воображения он наделяет придуманных им созданий силой существования. Даже если мы никогда не видели эльфов, мы можем сходить на почти любую ролевую игру и наблюдать их там в естественных условиях. Мы много знаем об эльфах, гномах и орках. Народная фантазия наделила жизненными чертами русалок, домовых и леших. Мы знаем, какие они. А несуществующие вымышленные животные - это такие, про которых мы решительным образом ничего не знаем. Ну или почти ничего. Но явно недостаточно чтобы отнести их к категории существующих.

Интересно, что Борхес описывает одно такое животное. Но великий аргентинский мастер был настолько увлечен фактом существования вымышленных животных, что допустил ошибку, сам того не заметив. См. статью «Багамут».

Важно провести тонкую грань между животными вымышленными, но не существующими и животными, не до конца вымышленными. Так, в стихотворении про Бармаглота присутствует непонятный зверь Брандашмыг (а в английском варианте их даже два - Jubjub bird и Bandersnatch). Про них, как и про Бармаглота - Jabberwocky нам ничего не известно. Но Бармаглоту посвящена обширная литература, множество пародий, критические статьи. Есть даже рисунки. При этом, кажется, никто не замечает, что про Бармаглота-то мы ничего и не знаем. На наш взгляд, несуществующее животное, чтобы войти в эту энциклопедию, должно торчать из небытия ровно настолько, чтобы об него можно было споткнуться. Но не более.

Бабай

Бабай может придти. Придти и забрать непослушного ребенка. Правда, не сегодня. И не обязательно. Эта необязательность Бабая - интересная черта, почему-то проигнорированная исследователями. Возможно, Бабай это просто символ необязательности. Бывший бог разгильдяйства и халатности. Ныне на пенсии. Однако, все это домыслы.

Багамут

И сказал ему Иса : «О Господи, покажи мне эту рыбу, чтобы я посмотрел на нее». И приказал Аллах великий одному из ангелов взять Ису и свести его к этой рыбе, чтобы он посмотрел на нее; и пришел этот ангел к Исе и привел его к морю, в котором была эта рыба, и сказал : «Посмотри, о Иса, на эту рыбу». И Иса посмотрел на рыбу и не увидел ее, и прошла рыба мимо Исы как молния. И, увидев это, Иса упал без памяти. А когда он очнулся, Аллах ниспослал ему такие слова : «О, Иса, видел ли ты рыбу и знаешь ли ты, какой она длины и ширины ?» И ответил Иса : «Клянусь твоим величием и славою, о Господи, я ее не видел, но прошел мимо меня большой бык, размером в три дня пути, и не знал я, что это за бык.»

Если бы Иса увидел ту рыбу (или все-таки быка ?), у нас было бы немало информации об этом животном. По крайней мере, можно было бы классифицировать его как млекопитающее или рыбу. Интересно, что Хорхе Борхес, по неизвестной нам причине, не обратил внимание на тот факт, что Иса не увидел Багамута.
Бармаглот (Jabberwocky)
О, бойся Бармаглота, сын !
Он так свирлеп и дик

...

Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем.

А потом его убили. Процесс убийства Бармаглота представлен в красочных деталях. В стихотворении присутствуют также другие вымышленные животные - шорьки, зелюки и мюмзики, про которых Шалтай-Болтай подробно (достаточно подробно) объясняет, кто они такие. Но Бармаглот так и остается неразъясненным. Там еще есть «злопастный Брандашмыг», но он так и остается именем без содержания.

Про Бармаглота у нас есть такое стихотворение:
Это, дети, Бармаглот
Съел воробушка и спит
Он на дереве живет,
Он на веточке сидит.

Безголовики

Похожи на людей, но без голов. Встречаются, как это ни странно, в эстонских сказках и в преданиях нганасан. Какая тут связь, непонятно, но создается впечатление что речь идет об одних и тех же безголовиках. Во-первых, относительно них действует безотказная формула несуществования вымышленных животных : «они просто есть». Во-вторых, их объединяет общее качество : среди безголовиков есть хорошие и плохие. Взаимодействие героя с безголовиками не отличается сложностью : сначала он их, потом они его, потом опять он их. В человеколюбивом эстонском фольклоре дело ограничивается побоями, у нганасан герой устраивает форменный геноцид безголовиков. Каким-то образом безголовикам удается разговаривать.

Бобер (рыба)

Католическая церковь объявила бобра рыбой, таким образом обогатив постный стол монахов. Этим действием Папа Римский покусился на права Творца, произвольным образом перенеся бобров из одного класса в другой. Поскольку на реальных бобров декрет Папы совершенно не повлиял (животные вообще плохо подчиняются указаниям Святой Церкви), то можно говорить о создании нового, разумеется вымышленного, животного. Известно же нам про него до смешного мало. Только то, что его можно есть во время поста.

Про Бобра у нас есть такое стихотворение:
Бобры рифмуются с «добром».
И неспроста - судите сами
Добру удобно быть Бобром
С большими острыми зубами.
Великий Роу (Great Roe)

Это животное описано Вуди Алленом. Исследователь сообщает, что это «химера с головой льва и телом льва, но не лев». Надо признать, что Великий Роу включен в эту энциклопедию только в силу наличия негативного определения, дающего достаточно широкие возможности для толкования.

Вуглускр

Про вуглускров сложены стихи, песни, баллады и саги. Это одно из наиболее популярных существ современной отечественной мифологии. Все знают вуглускра. Существует множество его изображений, впрочем, все они почему-то разные. Достоверно известно про Вуглускра только то, что он любит вступать в половые контакты с мышами. Неизвестно даже, зачем он это делает.

Волк Тамбовский

Многочисленные свидетельства и литературные источники утверждают, что это животное не относится к виду Canis lupus. Тем не менее, специальная экспедиция, посланная в Тамбовскую область, не обнаружила там никаких волков, кроме обычных (при этом два участника экспедиции были покусаны). Также нельзя предположить, что этот волк является вымершим видом, наподобие известного всем красного волка. Вопрос о Тамбовском волке пока что остается открытым.

Про Тамбовского волка у нас есть такое стихотворение:
Волк - не растение, не птица,
Не гад, не австралопитек,
Не гриб и даже не лисица.
Он человеку - человек.
Животное, которое очень любит сыр
- А кто у тебя там ?
- Не знаю. Но сыр очень любит

Это странное животное из анекдота о беззаветной любви к природе. Надо ли нам задумываться о свойствах и особенностях братьев наших старших ? Аристотель считал, что у мухи восемь ног, эту ошибку за ним повторяли почти две тысячи лет, и ничего. Нужно ли потрошить морскую свинку чтобы узнать, что у неё внутри ? Может быть чтобы любить кого-то, достаточно знать, что оно ест сыр ?
Животное, которое никто не может запомнить

Это удивительное животное видел почти каждый. Оно приходит к нам во сне. В тех самых снах, которые, как ни старайся, не удается вспомнить. Иногда это животное кажется нам страшным, иногда безвредным. У него даже есть название. Вот только какое ? Вспомнить бы.

Животное о двух спинах Рабле

В первом томе «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле пишет, что «... они частенько изображали собой животное о двух спинах, вследствие чего Гаргамель зачала хорошего сына...» Очевидно, что если животное можно изображать, то это уже немало значит. Также ясно, что ни одно из известных животных не имелось в виду. Некоторые полагают, что имелась в виду черепаха, но таких исследователей мы без сомнений назовем слабоумными девственниками.
Животное сенатора МакКарти.
If it looks like a duck, walks like a duck, and quacks like a duck, it's probably a duck.

В 1952 году сенатор Джозеф МакКарти предложил использовать это животное для идентификации коммунистов и им сочувствующих в США. Методика успешно применялась, но какое именно животное у них крякало как утка и ходило как утка, осталось неизвестным из-за секретности, которой была окружена вся операция. Ни одного экземпляра этого загадочного животного не дошло до наших дней. Куда смотрит Гринпис, непонятно.

Жывотное

Про него известно, что оно направляется «в Бабруйск». Едет оно туда, идет, плывет или летит - неясно. Что оно делает, достигнув Бабруйска, тоже неизвестно. Возможно, оно туда так никогда и не попадает. Может быть Жывотное - это символ тщетности усилий, а может быть оно призвано выражать недостижимость абстрактного Идеала, символизируемого городом мечты Бабруйском.

Змеи Исландии

Согласно легенде, Святой Патрик изгнал змей из Исландии. Какие змеи там были, неизвестно. Возможно, среди них были виды, нигде более не встречавшиеся. Даже скорее всего были. Потому что немногие змеи выживут в холодной Исландии. Изгнанные из Исландии змеи, скорее всего, утонули по дороге к ближайшей земле. Таким образом мы имеем дело со третьим в истории случаем истребления человеком целого биологического вида. Первыми двумя были мамонты и неандертальцы.

Инопланетяне

Классификация инопланетян, предпринятая уфологами, по неизвестным причинам отличается от общепринятой биологической систематики. Вместо указания простых и понятных категорий, таких как тип, вид, семейство, уфологи приводят названия различных инопланетян и их внешние параметры - рост, вес, партийную принадлежность. Надо ли говорить, сколь обманчива бывает внешность ? Не каждый может в проходящей мимо болонке распознать гордого потомка волка. Нет, нам нужны точные научные данные. А пока что можно сказать: нет места в классификации - нет инопланетян.

Про Инопланетян у нас есть такое стихотворение:
Вот это - Инопланетянин
Парит высоко над землей
В своей тарелочке стеклянной
С каёмкой ярко-голубой.

Конь в пальто

Наиболее поэтический из коней. Появляется он долгими зимними вечерами и тихонько стучится в дверь. Предание гласит, что если человек оставит на столе все железные предметы, и, думая лишь о возвышенном, подойдет к двери и спросит "Кто", то получит от этого животного исчерпывающий и поражающий своей новизной ответ. Возможно, кони в пальто происходят от древних кентавров, или китоврасов, которых в старое время частенько нанимали в соглядатаи.

Конь дыбыдымский

Приходит ночью, издавая странные звуки. Уходит с теми же звуками. Является ли он конем в общепринятом значении этого слова - неизвестно. Возможно, Конь дыбыдымский является наглядной иллюстрацией к Платоновской идее конности, или же воплощением дзенской концепции непосредственного восприятия действительности. В любом случае, его послание к человечеству остается непонятым.

Конь сферический

В современной научной мифологии олицетворяет торжество абстрактной идеи. Символизирует цель, суть и смысл научных поисков. Покровительствует квантовой физике, герменевтике и мичуринской биологии. Естественная среда обитания - вакуум. Сфероподобен.
Известные факты :
У сферического коня абсолютно чёрное тело.
Сферический конь дышит идеальным газом.
Ржание сферического коня представляет собой одиночную гармонику и распространяется без рассеяния.
Сферический конь пасётся на однородных полях.
Когда сферический конь скачет, его траектория описывается циклоидой.
Копыта этого коня соударяются с плоской горизонтальной поверхностью абсолютно упруго.
Сферический конь с ненулевой вероятностью выберется из потенциальной ямы, в которую угодил.
Чтобы сесть на этого коня верхом, нужно найти седловую точку.
Сопротивление коня в этом случае пренебрежимо мало.
Если смотреть с бесконечно удалённой трибуны, сферический конь представляется материальной точкой.
Задача о причёсывании шерсти сферического коня неразрешима.
Сферический конь диаметром 1 метр и массой 1 кг развивает в вакууме одну лошадиную силу.
Несмотря на это обилие фактов, сущность сферического коня представляется нам загадочной и непостижимой.

Коркодил

В лето 7090 изыдоша коркодилы лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужосашася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иних избиша. Псковская летопись 1582 года.

То, что это не крокодилы, вполне понятно. А кто же ? Предположения о морозоустойчивых ящерах оставим криптозоологам и тарельщикам. Здесь мы имеем дело с безусловно вымышленным животным. Которое выходит из реки, затворяет путь и ест людей, больше про него ничего не известно.

Криветко

По иным сведениям, Креведко. Это животное не имеет пола (со всей очевидностью), а также лишено внешнего облика и выраженной видовой принадлежности. Тем не менее, это не мешает многочисленным исследователям то и дело восклицать «Йа Криветко!», в попытках познать это животное путем отождествления себя с ним. Этот метод широко практикуется в Дзене, однако на пути познания Криветко до сих пор случаев просветления не наблюдалось.

Кузькина мать

Ее можно показать. Пожалуй, это единственное, что мы о ней знаем. То, что этим именем называется термоядерная боеголовка, не должно нас смущать: многие военные штучки названы именами вымышленных животных. Военные вообще изрядные эстеты. Это же соображение, кстати, доказывает, что Кузькина Мать - не человеческое существо. Назвали бы так пароход, тогда другое дело. А то бомба. Вот, пожалуй, и все.

Кхо-думо-думо

Этот зверь нападает ночью и в полной тишине. Это одно из самых страшных созданий фольклора восточной Африки, его никто никогда не видел. Определяется оно достаточно просто : бывает, что ночью на деревню нападает какое-либо животное и похищает человека. На место происшествия приходят охотники. Иногда они могут по следам определить нападавшего. Обычно это лев, гиена или леопард. А иногда вид животного выяснить не удается. Тогда это Кхо-думо-думо. Один из исследователей Африки, капитан Хиченс, описал это животное в своей книге "Загадочные животные Африки", вышедшей в 1937 году. Однако и капитан Хиченс никогда не видел это животное.

Формы как таковой у него тоже нет. В одной из сказок этот зверь съедает всех людей и весь скот в деревне и раздувается большой, как скала. Когда герой убивает Кхо-думо-думо, у него появляются проблемы с тем, чтобы, как положено в сказках, разрезать чудовищу брюхо и выпустить съеденных. Куда бы герой ни ткнул ножиком, он везде попадает в кого-то из проглоченных. Это единственная сказка, в которой Кхо-думо-думо появляется днем, но и она не дает нам сведений об облике этого животного.
Матушка Мидоус и девочки (Miss Meadows)

Один комментатор скромно поведал миру, что Матушка Мидоус «не то гусыня, не то крольчиха». Как бы не так. Дядюшка Римус высказывается на этот счет совершенно определенно :

Не спрашивай меня, кто они такие. Они просто там есть, вот и все.

Окаяшки, Кыгызи и Зеленчуки

Эти три вида животных представляют собой умозрительное построение в поиске ответа на вопрос, каким может быть принципиально ненаблюдаемое животное. Очевидно, есть три возможности. Оно или хорошо прячется, или достаточно быстро убегает, или же мы его видим, но не понимаем, что это оно. Окаяшки - мелкие невидимые существа, прячущиеся в укромных уголках внутри различной технической аппаратуры. Если компьютер работает с открытой крышкой и не работает с закрытой, значит внутри поселились окаяшки.

Представление о Кыгызях можно составить, проходя ночью по темному лесу. Кыгызи очень страшные, настолько страшные, что пугают нас, даже не будучи видимы или слышимы. Они также сами очень пугливы и при виде человека мгновенно прячутся. Часто ночью в темном лесу нас охватывает, казалось бы, беспричинный ужас. Но если повернуться или посветить фонариком, то в том месте, где, как казалось, находится источник этого ужаса, ничего нет. Это Кыгызя, он просто спрятался. Искать его бесполезно, что-что, а прятаться они умеют.

Зеленчуки настолько отличаются от наших представлений о природе вещей, что мы, глядя на них, их не видим. Не понимаем, что это вообще нечто. В процессе эволюции у них выработался такой своеобразный способ мимикрии.

Олени Барраяра

Эти животные появились на свет по недосмотру переводчика. В книгах Л.М.Буджолд Барраяр - заселенная людьми планета с абсолютно неземной флорой и фауной. В исходной версии романа герои ходят на охоту (мало ли на кого). В русском переводе они охотятся на оленей. Никаких оленей на Барраяре нет, не было и быть не могло. Единственное разумное объяснение этого феномена следует из внимательного анализа романа «Память». Там герои заявляют что едут ловить рыбу, но на самом деле занимаются распитием спиртных напитков, сидя в лодке. Дело весьма обычное, особенно если учесть что на Барраяре (действие романа происходит в будущем) немало потомков русских. С оленями, видимо, то же самое. Барраярцы прекрасно знают, что оленей у них нет. Поэтому предложение поехать «охотиться на оленей» вызывает единственное желание затарить побольше выпивки, взять закусь, ружья не брать и из транспортного средства не выходить.

Пурвапакшин

Начнем с важного утверждения, что Пурвапакшин - не человек. Просто чтобы не включать в Энциклопедию еще и людей. Несуществующих людей и без того слишком много. Менее приятный факт относительно Пурвапакшина состоит в том, что он определенно не является животным. Он представляет собой абстракцию индийской философии. Он тот, относительно которого любое позитивное утверждение ложно. В том числе и это. Он тот, кто все отрицает. Он даже не является абстрактным понятием индийской философии. Вот что пишет про него Сигизмунд Кржижановский, великий исследователь Ничего :

Чередой - друг вслед другу - проходят строители систем. Сколько их - столько миров: каждый из них - Вайсья ли, Патанджали ли - приносили с собой свое «да». И всякий из них, отдав свое «да», возвращался в смерть. Но Пурвапакшин не умирал, хотя бы потому, что и не рождался; не говорил - ничему, никому и никогда - «да», потому что самое имя его значит: тот, который говорит «нет».
Родственники и Знакомые Кролика

В отношении родственников Кролика можно еще строить какие-то правдоподобные гипотезы. Но к какому виду относятся знакомые ? Наиболее распространенная гипотеза на этот счет гласит, что Родственники и Знакомые Кролика - коллективное существо, вроде пчелиного улья, муравейника или колонии кораллов. Они никогда (кроме истории про Северный Полюс) не появляются поодиночке, у них нет имен, они практически ничего сами не делают, но принимают участие во многих приключениях. Не исключено, что Родственники и Знакомые Кролика олицетворяют собой идею Коллективного Бессознательного. Про которое, кстати, тоже не слишком много известно.

Слонопотам

Еще один объект охоты (см. Снарк). Винни-Пух и Пятачок преследуют Слонопотама буквально по пятам, роют на него ловушки, но нигде ни разу не говорится, кто он такой. Птица ? Рыба ? Еж с хвостом ужа ? Неизвестно. Возможно, он похож на Медведя Плюшевого, которому на голову надели горшок. Но это, опять же, домыслы.

Снарк

Снарку посвящена целая поэма «Охота на Снарка». Но на многих страницах ее не объясняется, кто такой Снарк, чем он питается и как сюда попал.

Собака Зарытая

Одно из самых странных животных. Всем известно, где зарыта собака, но какая именно это собака, какого вида, породы, размера или цвета - никто не знает. И почему-то никто не берется раскопать и посмотреть. Наверное, каждый боится вместо собаки откопать скелет в шкафу.

Собака Омонимическая

Широко известное несуществующее животное. Надо только заметить, что это не та собака. Это совершенно другое животное с тем же названием. Омоним. Реальная собака настолько хорошо известна и настолько привычна, что за последние сто тысяч лет полностью вытеснила из сознания людей собаку омонимическую.

Химера Терри Пратчетта

Это животное, по описанию автора, имеет «три русалочьих ноги, шерсть черепахи, зубы курицы и крылья змеи». Факт несуществования данного монстра находился бы под большим сомнением, если бы автор не уничтожил единственный экземпляр вида на той же странице, где его создал.

Шушпанчик.

Это несуществующее животное могло бы похвастаться самым обширным набором литературных, полулитературных и совсем непечатных творений о себе. Если бы существовало хоть каким-нибудь способом. Но всецело посвященные шушпанчикам "Шушпанишады" никак не проясняют для нас тайну этого загадочного зверька, отделываясь туманными намеками вроде "Великого Шушпанчика не существует. Hе думайте о Великом Шушпанчике."

Эндемики Атлантиды.

Представляется заслуживающим внимания предположение, что в Атлантиде были какие-то эндемичные животные. Заметим, что эндемики Атлантиды концептуально отличаются от эндемиков Утопии, Беловодья или Бробдингнега. Прежде всего, про них ясно, куда они делись. Та самая тонкая грань, которая отделяет вымысел от домысла здесь проходит на нашей стороне.